четверг, 2 марта 2017 г.

Проблемы с педагогом: терпеть, ругаться, менять школу

Если в школе у ребёнка не всё гладко, решить проблемы подчас могут только родители.

Недавно в блоге у одной чудесной девушки прочитала историю, как её мама один единственный раз за все школьные годы пришла на собрание. Учительница тут же загнала маму в угол и громовым голосом стала объяснять, что дочь её – пропащая душа, учится из рук вон - ни старания, ни прилежания, вот-вот покатится по наклонной. Мама выслушала тираду и задала только один вопрос: «Всё вы правильно говорите, но почему вы решили, что я буду заодно с вами, а не со своим ребёнком? Это вы так зря!» И ушла.

В общем, это, наверно, единственно верная позиция – всегда, всегда быть заодно со своим ребёнком. Дома вы с ним обсудите, что, как и почему, но на людях он должен знать, что вы его опора, и тыл, и защита. Так что этой маме можно аплодировать стоя. Но не у всех нас такие крепкие нервы, чтобы раз за разом выдерживать психологические атаки, которые предпринимает школа, чаще всего в лице учителя.

Если вам повезло, и ваша учительница словно сошла со страниц книг: если она мудрая, терпеливая, ищет к каждому свой подход, помогает тем, кто отстаёт, никогда не выбирает себе любимчиков, то берегите её, как зеницу ока и не забывайте благодарить при каждой встрече. Потому что таких учительниц – единицы. Остальные же – просто люди, а взаимодействие с людьми не всегда бывает простым.

Итак, если у вас проблемы с педагогом, есть три выхода. Молчать и стараться всё исправить самостоятельно, вступить в диалог или даже спор, перевести ребёнка в другой класс или в другую школу. Давайте разбираться, в каких случаях и что эффективнее. 
Молчать и решать проблему на своей стороне 

Вы, разумеется, на стороне своего ребёнка и никому в обиду его не дадите, но, положа руку на сердце, понимаете, что чадо ваше - не сахар и не подарок. Учиться он не хочет, усилий никаких не прикладывает, на уроках считает ворон, а домашние задания делает из-под палки. Кроме того, он категорически не согласен со школьными правилами, например, ходит на уроках по классу, разговаривает или даже затевает ссоры и драки с другими учениками. 

Поэтому, когда учитель высказывает вам, что с этим что-то надо делать, вы молча киваете и разводите руками. Потому что чувствуете свою вину – недовоспитали. И очень зря. 

Молчать неэффективно ни при каком раскладе. Потому что:
Таким образом вы встаёте-таки на сторону не конкретного учителя даже, а школы, как системы;
Не решите проблему, даже если проведете с ребёнком сто воспитательных бесед, потому что проблема не в воспитании, а в том, что ребёнок на учёбу не замотивирован. Проще говоря, желание учиться у него отбили. И отбили, скорее всего не вы, хотя и вы тоже приложились теми самыми воспитательными беседами. 
Зато если вы вступите в диалог и предложите педагогу подумать вместе, почему ребёнок испытывает такую стойкую неприязнь к школе и её правилам, чем его можно заинтересовать, расскажете о его увлечениях и особенностях его характера, есть шанс, что педагог найдёт к нему подход, и дело пойдет на лад. Если педагог, конечно, хочет найти подход, а не виноватого в лице ребёнка и его родителей.

С другой стороны, важно помнить, что каждый родитель хочет, чтобы к его ребёнку был индивидуальный подход. И забывает, что в среднем классе двадцать пять человек, а то и больше. А педагог один. И его на двадцать пять маленьких личностей банально может не хватать. Поэтому ваш посыл должен быть максимально благожелательным.

И только в случае, если сам учитель принципиально не хочет вас слышать или проявляет неприкрытую агрессию, можно переходить к следующему этапу. 


Ругаться 

Ругаться с учителем дело неблагодарное. Он, в первую очередь, человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Поэтому неприязнь к вам он вольно или невольно перенесет на ребёнка, а вы не сможете ходить с вашим чадом на уроки и ограждать его от тех самых проявлений человеческого от учителя. С другой стороны, если вы видите, что ребёнок старается изо всех сил, но не получает от учителя никакой поддержки, что походы в школу для малыша стали мукой, а желание учиться окончательно пропало, а педагог только подливает масло в огонь, то кто, как не вы, должны встать на защиту маленького человека.

В этом случае можно вступить и в спор. Но вы должны:
Заранее продумать все аргументы, а лучше записать их, чтобы не растеряться в разговоре. Всё, что вы хотите сказать, запишите по пунктам, так будет легче излагать, не отвлекаясь на эмоции.
Будьте готовы к тому, что вам придётся привлечь к разрешению вашего спора третье лицо – завуча или директора, но не начинайте с этого. Сначала разговор с учителем. Не помогло? Тогда уже поход к директору.
Не накручивайте себя. Ваша задача помочь ребёнку, а не сравнять школу бульдозером с землёй. 

Все учителя разные, там, где один будет только рад получить обратную связь и наладить учебный процесс конкретного ученика, другой встанет на позицию «вас много, а я одна, плохо воспитали и вообще, мамаша, вам здесь не место». 

Ваш ребёнок будет лучшим индикатором, который поможет определить, помог ли разговор с учителем. Ориентироваться в этом случае нужно даже не на оценки, а на настроение ребёнка. Если он с охотой идёт в школу, делится с вами впечатлениями, значит, всё наладилось. Если нет, значит, идём к учителю ещё раз, выясняем, что его не устраивает, а потом отправляемся прямиком к директору. Жёстко, но эффективно. 

Если и разговор с директором ни к чему не привёл, задумайтесь о переводе.
Переводить в другой класс или школу 

Многие боятся такого поворота событий, предполагая, что для ребёнка это будет большим стрессом. Опять же жалко терять место в школе, которую вы так любовно выбирали перед первым классом. Другая школа может быть ниже в рейтинге или дальше от дома.

Прежде чем переводить ребёнка, соберите о новой школе максимум информации, постарайтесь пообщаться с родителями, познакомьтесь с директором и учителем. Иногда перевод – это самый простой выход. Я знаю несколько историй, когда отпетые двоечники становились отличниками и раскрывались при переходе в новую школу, где нет неблагоприятной для них атмосферы. А сын моей подруги – непоседа и шалун – которого ругали учителя в одной школе, в другой стал настоящей звездой. Он умудрился посреди уроков включить пожарную сигнализацию, чем спровоцировал эвакуацию всей школы. Разумеется, родителей и самого сына немедленно вызвали к директору. Впрочем, родителей вызвали только потому, что по закону они должны присутствовать при разборе полетов. 

И сын, и мама очень боялись этого похода, ведь в прошлой школе и за меньшее их нещадно ругали, доказывая, какой плохой и невоспитанный ребёнок им попался. Однако директор новой школы спокойно и очень подробно рассказал мальчику, какие проблемы повлекла за собой его проделка, а в качестве наказания попросил сделать презентацию о пожарной безопасности в школе для учеников его класса. 

Презентация всем так понравилась, что её захотели послушать и другие ученики. Так что, в конце концов, паренёк не только представил её всей начальной школе, но и получил приглашение на завод, где делают пожарные сигнализации – оказалось, что папа одного из учеников там работает. Вот такая история о переводе в другую школу. Надо ли говорить, что теперь он ходит в школу с совсем другим настроением и старается не уронить своей чести и достоинства. Возможно, она поможет вам на что-то решиться.


Н. Макаренко
источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий