понедельник, 20 марта 2017 г.

НУЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЁНКА?



Давайте разберёмся, что же такое наказание и как этот метод воспитания влияет на ребёнка? 




Наказание: это действия родителей, совершаемые после неправильного, нежелательного поведения ребёнка. 




Наказания бывают разные : кто-то из родителей лишает ребёнка чего-то желанного, кто-то не разговаривает с ним какое-то время, некоторые родители используют угол, кто-то шлёпает, даёт подзатыльники или использует ремень. 




Какая цель у наказания? 




Ни для кого не секрет, что наказания помогают в первую очередь нам, родителям, выплеснуть свой гнев и свою злость на ребёнка, потому что нам не удаётся по-другому на него повлиять. Мы чувствуем беспомощность от того, что не можем воздействовать на ребёнка, потому что он «не слушает с первого раза», «я уже ему 100 раз говорила», и, раздосадованные, мы пытаемся хоть как-то показать нашу родительскую власть над ребёнком, назначая ему разные карательные меры или применяя физическую силу. 




Результаты опроса 




В опросе родителей о наказаниях, который мы проводили в нашей группе некоторое время назад приняли участие 179 человек.

Родителям предлагалось ответить на вопрос: 

«Как часто вы наказываете вашего ребёнка?» 




Голоса распределились следующим образом: 




Самый большой балл набрал ответ: 

«Иногда наказываю» — 67 человек. 




Затем «Очень редко наказываю» – 53 человек 

Далее «Да, часто наказываю» — 34 человека 




И, наконец, «Никогда не наказываю» – 25. 




В целом, картина получается такая: из 170 родителей, принявших участие в опросе, 154 человека прибегает к практике наказаний, кто-то чаще, кто-то реже, и только 25 родителей никогда не используют наказания в качестве воспитательного метода! 




Достигают ли наказания своей цели? 




При этом, практически все родители говорят о том, что наказания малоэффективны, они часто испытывают чувство вины, от того, что приходится их применять, и хотели бы от них отказаться, но не знают, чем их можно заменить. 




Если разобраться, то любому родителю, конечно же, очень хочется, чтобы наказание закрепило у ребёнка понимание того, что можно, и что нельзя делать. Наказывая ребёнка, мы как будто верим, что именно так он научится иному способу поведения, научится определённым правилам. Согласны? 




Но вот вопрос: достигают ли наказания своей цели? Действительно ли они учат ребёнка меняться в будущем? Берёт ли ребёнок на себя ответственность за свои поступки? А если ребёнок ещё очень мал, понимает ли он через наказания, почему нельзя делать так или иначе? 




Очевидно, что любые наказания для ребёнка неприятны, обидны, унизительны, а то и болезненны. Чувства, которые испытывает ребёнок во время наказания – это обида, страх, гнев и унижение. 




Такой сильный эмоциональный фон доминирует во время наказания, и мешает получать тот самый нужный урок на будущее, который мы так хотим, чтобы ребёнок усвоил. Он обижается, злится, боится нас, но…. не учится. Нежелательное поведение повторяется снова и снова. 




Именно поэтому, периодически приходится применять наказания. Ведь, если бы они были эффективны, и учили бы ребёнка «хорошему» поведению – согласитесь, достаточно было бы наказать ребёнка 1-2 раза и – вуаля – ребёнок бы изменился. 




Информация из интернета. 




То, что удивляет меня – это то, что в интернете очень много информации о том, что есть даже правила, по которым ребёнка нужно наказывать. Но, как известно, от перемены мест слагаемых, сумма не меняется. 




Наказание остаётся наказанием, даже если разыграно по определённым правилам.




Особенно меня удивляют советы некоторых детских психологов обязательно применять наказания именно тогда, когда ребёнок делает что-то назло, специально и сознательно нарушая правила! 




Хотя, как раз именно в таких случаях наказания, наоборот, категорически нельзя использовать! Нужно понимать, что ребёнок сознательно нарушает правила, он знает, что это вызовет негодование у родителей, и всё же он это делает. И вместо того, чтобы «автоматически» наказывать, нужно остановиться и посмотреть – а что, вообще происходит? 




Почему ребёнок настолько озлоблен, что наперекор страху, наперекор нашему мнению старается нам побольше досадить? Нужно пониматься, что наказание в данном случае в разы ухудшит и так плачевную ситуацию. Почему? Это отдельная тема для целой статьи, и когда-нибудь я обязательно об этом напишу. 




А какая есть альтернатива наказаниям? 




Ведь ребёнок должен отвечать за свои поступки! Он должен понимать, что нужно меняться, что мама и папа недовольны его поведением! 




Но что делать? Как быть? 




Есть совершенно другой подход в воспитании ребёнка, который имеет бесспорные преимущества перед наказаниями, и называется он «Последствия поступков»!. Это о б у ч а ю щ и й подход, в отличии от карательного, каким являются наказания.




Этот подход помогает ребёнку самому принимать правильные решения, чувствовать ответственность за свои поступки, формировать нужные навыки и умения и менять своё поведение у лучшую сторону – и всё это на фоне уважительных, добрых отношений! 




На тренинге "Покладистый ребёнок и спокойная мама за 2 месяца" мы будем очень подробно разбирать эту тему. После тренинга вы перестанете наказывать ребёнка, и вместо этого будете его обучать. 




Автор: Екатерина Кес



Комментариев нет:

Отправить комментарий