– Я хочу купить ещё машинку! Пойдем в магазин! – Гриша говорит очень требовательным тоном и смотрит на меня вопросительно.
– Гриша, мы обязательно тебе купим ещё машинку. Только завтра. Завтра пойдем гулять и зайдем в магазин. Хорошо? – отвечаю спокойно и уверенно.
– Купим большой красный грузовик!
– Ок. Завтра купим большой красный грузовик. А сейчас давай поиграем вот с этой пожарной машиной. Покажи, как у неё открываются дверцы!
– Вот смотри! Какая хорошая пожарная машина!
На другой день, мы как договаривались, идем в магазин за грузовиком. Важно выполнять обещание. И я была так довольна и даже немного гордилась, что у нас получается договориться. Мой ребенок, не встречая явного отказа и противостояния, успокаивался, а затем я отвлекала его внимание игрой или каким-то интересным занятием.
А три дня назад на мое дружелюбное предложение про «завтра» сын выдал «Нет! Сейчас!» Это было неожиданно. Он впервые употребил «сейчас» вот в таком категоричном контексте. Короче, раньше были цветочки, а теперь мой парень скандалит по-настоящему гораздо чаще, используя ВСЕ: ор, плач, лежание на полу… Главным требованием стало «сейчас!». Как мы с этим справляемся? – По-разному, как и следует в этот непростой и важный кризисный возраст. Когда-то уступаю я, бывает уступает Гриша, или мы находим компромисс.
Главным достижением кризиса 3-х лет на выходе является освоение ребенком всех трех вариантов: настойчиво добиваться своего, смиряться с отказом и учиться договариваться. Все три варианта одинаково важны. И мне очень нравятся слова Людмилы Петрановской об образе родителя-тренера (в хорошем смысле), который помогает ребенку овладеть разными инструментами, а значит приобрести гибкость в общении и поведении.
Вот так и тренируемся – Гриша вырабатывает гибкость, а я укрепляю выдержку))
Ольга Грачева
Комментариев нет:
Отправить комментарий