воскресенье, 1 января 2017 г.

Взять паузу

Однажды, вернувшись с работы домой, я встретил в дверях нашего сына, которому было три с половиной года. Он весь сиял. 
- Папа, я трудолюбивый! - заявил он. 

От жены я узнал, что стоило ей отвлечься, как он опустошил пятилитровый кувшин с водой из холодильника, большую часть вылив на пол. Мать, подавив в себе желание отшлепать его, спокойно спросила: 
- Брентон, что ты хотел сделать? 
- Мама, я хочу помогать! - с гордостью ответил он. - Что ты имеешь в виду? - Я помыл посуду вместо тебя. 

И действительно, на кухонном столе была разложена посуда, и её-то мальчик и поливал из кувшина. 
- Ну хорошо, а зачем ты взял воду из холодильника? 
- Я не мог дотянуться до раковины. 
- А, ну да! 
Мать огляделась. 
- Послушай, а нельзя ли мыть посуду как-нибудь так, чтобы не разводить болото? 
Мальчик призадумался, но лицо его вдруг просветлело. 
- Я могу это делать в ванной! 
- В ванной посуда может разбиться, - сказала мать. - Но есть идея. Когда ты захочешь мыть посуду, позови меня, и я помогу тебе поставить перед раковиной табурет, чтобы ты мог помыть посуду. 
- Хорошая идея! - радостно воскликнул мальчик. 
- А что нам делать с этой лужей? - спросила мать. 
- Да-а-а, - задумчиво протянул сын. - Тут надо много бумажных полотенец.
Мать дала ему рулон бумажных полотенец, а сама пошла за тряпкой. 

Когда жена рассказала мне о случившемся, я осознал, как важно было то, что она сумела сделать паузу между стимулом и реакцией. И это удалось ей благодаря тому, что она думала о конечной цели, которой был не чистый пол, а воспитание мальчика. 

Матери потребовалось десять минут, чтобы навести порядок. Если бы она отреагировала злостью и раздражением, уборка могла занять те же десять минут, но разница была бы в том, что, встретив меня в дверях, Брентон назвал бы себя не "трудолюбивым", а "плохим" мальчиком. 

Стивен Кови, Семь навыков высокоэффективных семей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий