суббота, 28 января 2017 г.

Как исправить детский почерк?

Пишет как курица лапой? Ситуация вполне поправима, если знать, как действовать.

Хуже всего – ругать ребёнка и заставлять его переписывать всё по несколько раз. Если толк и будет, то чадо вскоре всё равно возненавидит и школу, и чистописание. Поэтому действуем иначе. 

Анализ почерка 

Попросите ребёнка записать несколько предложений. Первое, что обычно сразу бросается в глаза, если почерк «хромает», – это «разнокалиберность»: наклон букв, их размер, нажим на бумагу постоянно изменяются. Вместо того, чтобы находиться на одной линии, строчки, написанные вашим чадом, могут «уезжать» вниз или вверх. Бывает так, что школьник не ориентируется на странице, пишет не на конкретной рабочей строке, а в любом месте листа, как бог на душу положит. Так же родителей и педагогов расстраивают неравномерные расстояния между буквами и словами, отсутствие четких линий (будто писали на неровной поверхности). Иногда дети не делают различий в написании таких согласных, как Н, И, П, К, некоторых других, соответственно, разобрать написанное становится очень трудно. То же самое происходит при неправильном соединении гласных А и О с другими буками.

Вместе с ребёнком определите и оцените особенности написанного им текста. Что конкретно хочется исправить? 






Выявление и устранение причин

Они могут быть абсолютно разные:
Самая распространённая причина плохого почерка, как ни странно, неумение принимать правильную позу при письме. Школьник твердо должен знать, как правильно сидеть, как держать ручку и как должна лежать тетрадь. Помогите довести соблюдение надлежащих требований до автоматизма.
Иногда дело в отсутствии толкового объяснения. Необходимо показать (медленно) и описать (спокойно), что нужно делать. Подчеркнуть, что водить надо не кончиками пальцев, а всей рукой от плеча. В самом начале стоит написать несколько строк вместе с ребёнком, взяв его кисть в свою. Пусть усвоятся правильные движения. Потом садитесь рядом и внимательно следите за каждым движением руки, комментируя (тактично): «Ведём вниз/вверх, тянем, закругляем, верхнее/нижнее соединение, в конце предложения ставим точку». Именно таким образом, постепенно и настойчиво, вы сможете выиграть борьбу за внимательность и аккуратность.
Бывает, что у ребёнка нет мотивации. Найдите поводы создавать понятный рукописный текст: бытовая записка папе, список необходимых покупок, поздравительные открытки и письма. Для занятий письмом подбирайте веселые и познавательные задания, выберите вместе с ребёнком удобные и самые красивые письменные принадлежности. Чаще поощряйте и хвалите своего ученика.
Существуют особенности нервной системы, не позволяющие добиться блестящих результатов при письме, в этом случае нужно проконсультироваться с детским психологом. Исключите вариант дисграфии и дислексии. С помощью специалиста от этих расстройств нервной системы можно избавиться. 

Поразмыслив основательно, вы можете обнаружить, что на почерк вашего ребенка влияют самые неожиданные факторы. Например, сосед-левша, с которым он сидит за партой и постоянно сталкивается локтями; ребристая ручка, от нее постоянно болит вмятинка на пальце; форма стола, круглый стол не даст возможности положить руку, как следует, локоть будет висеть. Похожее развитие событий будет и в случае, если на парте недостаточно места и тетрадь невозможно развернуть должным образом. Сами дети таких нюансов не заметят, помогите им. 


Налаживание тренировок

Для полноценного освоения навыков письма требуется согласованная работа пятидесяти мышц, поэтому нужно постоянно тренировать детские пальчики. Полезными будут занятия с конструктором, мозаикой, пазлами, рисование, аппликационные работы, тренировки с эспандером, игры с песком, пальчиковые игры и гимнастика для пальцев рук. 

Второй шаг – это хобби, способствующее развитию мелкой моторики. К таким относятся бисероплетение, вышивание, плетение резинками, вязание, макраме, лепка из глины или соленого теста, выжигание по дереву, чеканка. Стоит записаться на занятия в соответствующих кружках и студиях. Игра на многих музыкальных инструментах также приносит огромную пользу в процессе освоения навыков письма. 

Работайте по прописям с готовыми образцами почерка. Продается множество недорогих, но очень грамотно составленных пособий. Готовую тетрадь с упражнениями можно скачать с Интернета. Но принцип «чем больше, тем лучше», здесь не подходит. Старайтесь добиться того, чтобы полученный результат полностью соответствовал пропечатанному образцу, пусть это будет очень медленно. Зато научившись, ребенок сможет ускорить темп письма без ущерба для качества. Каждый день на исправление почерка нужно отводить полчаса. И это не должно быть письмо на уроках в школе, или выполнение домашних заданий. Заниматься почерком придется отдельно. 

Научите ребенка штриховать. В раскрасках не раскрашивайте картинки, а заштриховывайте, меняя расстояние между штрихами, наклон и виды штриховки. Дайте школьнику представление о параллельных прямых (одна из серий «Ералаша» посвящена этому вопросу). Подчеркните, что все «ножки» и «спинки» у буковок расположены параллельно. Некоторые буквы могут отставлять ногу в сторону, будто ставя ее на пятку, но никогда буквы «не скрещивают ног».

Переписывайте тексты, желательно, чтобы это были недлинные, динамичные истории с интересной концовкой. Можно выписывать высказывания известных людей, сочинять стихи и сказки. Для тренировки подойдут тетради со вспомогательными линями, в них легче соблюдать правильные пропорции букв. Рекомендуется завести дневник, песенник или анкету для друзей, уж там-то ребёнку наверняка захочется соблюдать чистоту и «наводить красоту».

Обеспечьте психологический комфорт. Важно научить школьника относиться к письму как занятию спокойно, без напряжения. Имейте в виду, что в процессе переучивания почерк неминуемо портится, скорость письма снижается, а ребёнок нервничает, так как недоволен результатами своей работы. Дайте ему право на ошибку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий