вторник, 17 января 2017 г.

ИГРАЕМ В ГЕОГРАФИЮ


Знакомство с многообразием
окружающего мира, природными явлениями, растениями и животными для развития ребенка полезно и актуально не менее, чем обучение чтению, счету или иностранным языкам. А осваивать азы географии в увлекательной игровой форме малыш вполне может дома с мамой и папой. Такие занятия способствуют развитию памяти, пространственного и абстрактного мышления. 

Предлагаем несколько игр, знакомящих ребенка с элементарными географическими понятиями.

ЧТО ТАКОЕ СТОРОНЫ СВЕТА? Понаблюдайте вместе за восходом и закатом солнца. Расскажите ребенку, что солнце встает на востоке, а заходит на западе. Эти направления называют сторонами света. Еще есть север и юг, научите малыша определять их по солнцу или по компасу. Только обязательно придумайте интересный повод для этого, например, поиски клада или дорога из парка домой.

ЧТО ТАКОЕ ПЛАНЕТЫ? Мы живем на планете Земля, но в космосе есть и другие планеты. Проведите аналогию: Земля – это наш дом в космическом пространстве. Несколько домов образуют космический квартал – Солнечную систему, где все дома-планеты расположены в определенном порядке, как в обычном городском квартале. Только космические дома еще и движутся все вместе вокруг Солнца – каждый по своей дорожке. Но не в каждом космическом доме подходящие условия для жизни – на тех планетах, что расположены близко к Солнцу, очень жарко, на удаленных от него – очень холодно, на других нет воды или воздуха. Наш дом – Земля – самый удобный и комфортный для проживания человека!
Чтобы дать малышу представление о шарообразной форме нашей планеты, понадобится глобус. Пусть ребенок на собственном опыте убедится, что если «шагать» пальчиками по его поверхности, рано или поздно снова попадешь в начало пути.

ЧТО ТАКОЕ МАТЕРИКИ? Материки – большие участки суши в Мировом океане. Что является филиалом Мирового океана в квартире? Конечно же, ванна. К ней и отправимся, захватив с собой макеты материков – их можно вырезать из туристического коврика-пенки или из хозяйственных салфеток, подписав названия перманентным маркером. Во время купания можно предложить ребенку рассадить на плоты-материки фигурки животных – заодно повторите, кто где обитает.

ЧЕМ МОРЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОКЕАНА? На нашей планете четыре океана, которые являются частями большого Мирового океана, и более 60 морей. Море – это часть океана, которая отделена от него островами очертаниями материков или рельефом дна. Из-за этого разделения в море обычно другая температура и химический состав воды, а также другие обитатели.
Для демонстрации этих различий понадобятся широкая тарелка или пластиковый контейнер и пластилин (глина). Вылепите из пластилина рельефную поверхность с островами и полуостровами, предложите ребенку залить ее водой и рассмотрите образовавшиеся части воды и суши. Найдите «море» и «океан». Попробуйте налить в «море» воду, более теплую или подкрашенную гуашью. Понаблюдайте, что будет происходить, если «море» отделено от «океана» сушей.

ПОЧЕМУ БЫВАЮТ ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ? Мы, взрослые, знаем, что смену времен года на Земле вызывает ее вращение вокруг Солнца. Как объяснить это ребенку? Проведите наглядную демонстрацию. Возьмите мячик – это Земля, отметьте на нем наклейкой ваше местонахождение или нарисуйте человечка. Еще вам понадобится фонарик или свечка. Вращайте «Землю» вокруг источника света по эллипсу. Когда «Земля» находится близко к «Солнцу», нам тепло – у нас лето, когда удаляется от него, наступает зима. Точно так же можно объяснить чередование дня и ночи, только вращать «Землю» в этом случае нужно будет вокруг своей оси.

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ГОРЫ, ЛЕСА, РАВНИНЫ? Рассказать ребенку о разнообразии природного ландшафта помогут макеты. В холодное время года можно сделать макет земной поверхности из конструктора, бросового материала, слепить из разноцветного пластилина, а весной и летом отправляйтесь в песочницу – там можно построить наглядную модель с горами и равнинами, впадинами и ущельями, лесами и лугами, реками и озерами.
Некоторые природные явления лучше всего продемонстрировать наглядно.

«ОБЛАКО В БАНКЕ». Возьмите трехлитровую стеклянную банку и налейте в нее пол-литра горячей воды. Накройте банку металлической крышкой и положите на нее кубики льда. При соприкосновении с поверхностью крышки пар, поднимающийся от горячей воды, будет охлаждаться и образовывать конденсат, – в банке малыш увидит маленькое облако подходящей тематикой.

«ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА». Слепите из пластилина макет вулкана высотой до 10 см. В образовавшийся конус насыпьте одну столовую ложку соды, немного кроной гуаши или пищевого красителя и чайную ложку жидкого мыла. Теперь попросите малыша аккуратно вылить в «кратер» 1/4 стакана обычного уксуса и наблюдайте за тем, что произойдет.

«ИЗМЕРЕНИЕ СКОРОСТИ ВЕТРА». Вырежьте среднюю часть пластиковой бутылки, разрежьте ее на три лопасти и скотчем закрепите на ручке без стержня. Одну из лопастей пометьте яркой наклейкой, чтобы удобнее было считать обороты вертушки. Наполните пластиковый стаканчик песком и воткните в него тон кую спицу. На спицу наденьте вертушку так, чтобы она могла свободно вращаться на спице от дуновения ветра. Теперь вы сумеете посчитать количество оборотов вертушки в единицу времени (можно использовать таймер или песочные часы). Если записывать показания вашего самодельного спидометра регулярно, вы сможете проследить за динамикой изменения скорости ветра.

Автор: Марина Суздалева, педагог, психолог


источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий