четверг, 24 ноября 2016 г.

КАК ГОВОРИТЬ С "ЗАКРЫТЫМ" РЕБЁНКОМ?



Как говорить с «закрытым» ребенком,который не хочет общаться, чтобы он смог выйти на контакт и поделиться сокровенным.

(Случай из моей практики детского психолога. Все имена изменены)

Миша, 11 лет, не знал, что его родственница ведёт его на приём к психолог и думал, они едут в гости. А я не знала, что мальчика не предупредили заранее. Все вместе мы сели в приёмной комнате и началась беседа. Родственница мальчика, его родная тётя, сразу стала говорить о том, что Миша стал замкнутый и скрытный, стал обманывать, воровать, не идёт на контакт со взрослыми…

Через 3 минуты ребёнок «пулей» выскочил в коридор, закрыл уши руками и стал рыдать … Только тогда женщина объяснила мне, что ребёнок не знал, куда идёт…

Мальчик стоял в коридоре, и сквозь рыдания говорил мне о том, что хочет «выйти из этого помещения», «не желает тут быть», что он «не псих» и что с ним всё в порядке. Когда я пыталась что-то ему сказать, он затыкал уши руками и поворачивался спиной, вздагивая всем телом от рыданий.

Я предложила мальчику пройти и подождать в детской комнате, пока поговорю с его тётей, потому что понимала, что к любому общению он сейчас полностью закрыт и ему нужно прийти в себя и успокоиться.

Через 20 минут я зашла в комнату, где был мальчик, с желанием оказать ему максимальную поддержку, чтобы он чувствовал себя лучше. У меня были большие сомнения, что он согласится приехать к психологу ещё когда-нибудь, но хотела сгладить эту травму, которую он получил в такой неожиданной для себя ситуации. Я понимала, что метод «АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ» – диалог, построенный по принципу «эхо» — это именно то, что сейчас больше всего поможет дать ребёнку поддержку и понимание.

- Миша, я хочу кое-то тебе сказать. 
(затыкает уши руками):
- Мне всё равно, я не псих!
- С тобой всё в порядке, как и со всеми ребятами, которые ко мне приходят.
- Не хочу ничего слушать, мне всё рано!!!
- Тебе было очень неприятно, потому что ты не знал, что идёшь к психологу. Было неожиданно, и очень неприятно.
- Конечно!… 
- Твоя тётя была неправа, что не сказала тебе, что вы идёте к психологу. Она не сказала, потому что боялась, что ты не согласишься…
- Конечно! Мне не нужны никакие психиатры! Мне и так тяжело жить!! И мне всё равно, я не хочу вас слушать!!! (плачет)
- Я понимаю, ты не хочешь меня слушать. Но МНЕ не всё равно, поэтому я хочу сказать тебе. Я вижу, как тебе тяжело, сколько внутри у тебя переживаний…

- Конечно тяжело!!!! Знаете как тяжело, когда тебя никто не понимает, когда всем взрослым на тебя наплевать, нет никого, с кем можно поделиться, когда бесчуственная мама, которой всё равно!!!

- Это очень тяжело, когда тебя не понимают и не с кем 
поделиться…
- (срывающимся голосом сквозь слёзы) Был настоящий друг у тёти Оли – собака Таха, я с ней гулял, я её кормил, я ей всё рассказывал, она меня понимала тогда!!! Она была моим лучшим другом!!! Она всё понимала! А потом она умерла…

- Умерла…как больно…тяжело…. когда умирает друг…
- Да!!! И никого не стало у меня…
- Отчего Таха умерла?
- А я откуда знаю!!!
- Ты даже не знаешь, почему она умерла…

- Нет конечно!!! Мне сказала Оля (тётя), что она у ветеринара, и я долго думал так!!!
- До сих пор не знашь, отчего умерла.. долго думал, что собака любимая жива, что она просто у ветеринара лечится, а оказалось, что умерла…
- Да! Кроме того мне не тётя Оля сказала об этом, а мама…
- Было очень больно…

- Да! Мне хоть кого-нибудь, хоть какую-то живность! Хоть собаку, хоть рыбку, хоть бабочку!!! Всё равно! Главное, чтобы меня понимала!

- Тебе так хочется, чтобы кто-то понимал, пусть даже рыбка или бабочка…
- Да! Кошка у меня тоже была сиамская, когда мне было 5 лет.. и она умерла тоже… я её любил…
- Кошка от старости умерла?
- Не знаю я!
- Как тяжело, когда друзья уходят… кошка, потом собака…

- Да, у Маши тоже была кошка, её тоже не стало.
- Животные тебя так хорошо понимают…
- Да! А мама не понимает! Никто из взрослых не хочет, чтобы я где-то учился, им всё равно, а я талантливый, я много умею, я рисую хорошо!
- Ты где бы хотел заниматься?
- В Художественной школе! У нас рядом есть!
- А мама знает?
- Нет, ей всё равно, она меня всё равно не поведёт.
- Ты бы очень хотел там учиться…
- Да! Хотел бы!
- А тётя знает?
- Нет
- Мне кажется, что твоя тётя — это тот человек, который больше всего старается тебя понять, она очень за тебя беспокоится. Интересно, почему ты не говоришь ей, что хочешь ходить в Художественную школу.
- Я стесняюсь…
- Хочешь я попрошу?
- Да…
- Спасибо тебе, ты так много поделился со мной… Я тебя очень хорошо поняла…почувствовала, что ты чувствуешь…
- Придёшь ещё ко мне?
- Да…

Из диалога с Мишей видно, насколько сильно помогает приём «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» раскрыться ребёнку и рассказать о себе то, что он никогда не рассказал бы в ответ на прямые расспросы взрослого.

Практикуйте этот приём с Вашими детьми, и у Вас будет всегда прекрасный контакт!


Комментариев нет:

Отправить комментарий