понедельник, 14 ноября 2016 г.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ В ПОДДЕРЖАНИИ ПОЗИТИВНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Конечно, каждому родителю хотелось бы, чтобы ребенок сам выполнял необходимые правила и требования, без напоминаний, криков и упреков. Но до того момента, пока ребенок сам начнет их придерживаться, себя организовывать, справляться с домашними и школьными обязанностями, пройдет немало времени. Родителям необходимо запастись терпением, планомерно действовать согласно намеченному плану и верить в лучшее. 

Что же такое дисциплина? Дисциплина - это система правил и требований. А чем же отличается позитивная дисциплина? 

Позитивная дисциплина: 
1. Не портит отношения. 
2. Исключает силовые меры воздействия - наказания, крик, насилие. 
3. Ребенок встраивает требования и правила в свою картину мира как необходимые и хорошие, а не воспроизводит механически под давлением. 

Конспективно, что же мы можем делать, чтобы способствовать поддержанию позитивной дисциплины: 

* Для начала, не отказываем ребенку в заботе и нежности, спонтанных проявлениях нашей любви - это базовое условие для психологического благополучия ребенка. 

* Помним, что никакие правила и требования не могут быть ценнее и важнее наших с ребенком отношений. Наша принципиальность по какому-либо вопросу никак не сказывается на отношениях в целом. 

* Важен собственный пример, эмоциональное вовлечение и моделирование. Хорошо бы самим быть позитивной, "заражающей" моделью поведения, а не скучной, "пилящей" и мученической. 

* Признаем, что ребенку может не нравится то, что мы требуем. Ребенок вовсе не обязан молчаливо принимать все внешние требования как должное. 

У ребенка могут возникнуть разные эмоции на внешние требования и ограничения. Злость и раздражение в том числе, они естественны и понятны. Мы, как самые близкие для ребенка люди, помогаем ребенку прожить и справиться с собственными эмоциями. Мы принимаем, а не отрицаем чувства ребенка. Помогаем отгоревать, проплакать и позлиться, проговаривая эмоции и давая пространство для их выражения. 

* Ограничиваем каждодневную рутину только самыми необходимыми, разумными и обоснованными правилами. Не пристаем к ребенку по "пустякам", то, что можно не делать - лучше не заставлять делать. 
Проверяем собственные стереотипы из детства по поводу "всегда надо...", "обязательно..." - а сейчас они актуальны? 
Количество требований к ребенку - по количеству лет. 

* Признаем, что многие "правильные" вещи нужны нам, а не ребенку. Поэтому мы честно говорим - "мне будет приятно, если ты это сделаешь", "мне будет спокойнее, если ты..." 

* Оказываем эмоциональную поддержку в ходе совершения какого-либо "скучного" дела. Наполняем "эмоциональный бак ребенка", "подпитываем" и "заряжаем", а потом уже переключаемся на "надо". 

* Делаем дела вместе и помогаем. Зона "САМ" ребенка будет расширяться за счет проработанной зоны "ВМЕСТЕ". Каждый ребенок задерживается в зоне "ВМЕСТЕ" столько, сколько ему необходимо. 
Однако надо не забыть вовремя убрать излишние руководство и контроль. 

* Передаем ответственность за выполнение какого-либо дела вместе с доверием к ребенку по этому вопросу. Если мы доверили ребенку выбор одежды, еды на завтрак, кормежку домашнего питомца, стараемся воздержаться от критики и непрошеных комментариев. 

Важно помнить о соответствии возлагаемой на ребенка ответственности за какое-либо дело и выбор чего-либо возможностям ребенка. Внимательно наблюдаем, не вызывает ли данная задача излишнее напряжение, по силам ли она. 
Помним, что предоставляя ребенку выбор, мы сохраняем за собой ведущею роль в целом. 

* Обучаем справляться без нас там, где ребенок изначально мотивирован. Приготовить себе еду, сходить в магазин и что-то купить. 

* В обучении новому навыку начинаем с малого. Не торопимся обучить всему и сразу. Движемся постепенно. 

* Доверяем что-либо сделать для семьи по тем вопросам, которые ребенку изначально нравятся. Приготовить салат, вымыть машину, поухаживать за домашним питомцем. Взрослый не устраняется, а оказывает помощь в реализации - если потребуется. 

* На словах подчеркиваем значимость проделанной ребенком работы и приложенных усилий. 

* Внушаем веры в собственные силы и способности ребенка - "ты справишься, я в тебя верю". Транслируем убежденность. 

* Совместно ищем пути, как ребенку максимально облегчить самостоятельное выполнение задачи. Техническое удобство - достать, повесить, разложить - ребенку должно быть физически несложно. Выясняем, какая помощь ребенку требуется от нас (м.б. ненавязчивые "напоминалки", если ребенку необходимо - элементы контроля). 

* Поддерживаем благие намерения ребенка. "Ты хотел помочь бабушке - давай это сделаем", "Могу я на тебя положиться?", "Могу я рассчитывать на то, что ты это сделаешь?", "Ты мне поможешь с этим?". 

* Просьба - так просьба. Ребенок в праве и отказаться. 

* Требование - так требование. Выполнение обязательно. Объяснение "почему" дается, но не каждый раз следует давать развернутое обоснование. 

* Культивируем семейные ритуалы, в особенности, которые нравятся ребенку и работают на сближение всей семьи. 

* Используем игру для того, чтобы облегчить ребенку выполнение какого-либо дела. Наполняем действие игровым контекстом. Всем детям нравится, когда они не просто совершают бытовые действия, а выполняют их в рамках игры - летят в космос, бороздят море на пиратском судне и т.д. 

* Используем "внешние средства" - напоминалки, списки, чек-листы, карточки, таймеры. Ребенок может сам ориентироваться в том, что нужно сделать, глядя на карточки с изображением различных дел. 

* Проявляем уважение к личному пространству ребенка, его выбору, его времени, его желаниям, его чувствам. "Когда будешь готов - сообщи мне, пожалуйста". 

* Стараемся не торопить, не подгонять. Отводим время под какое-то дело с запасом. Планирование времени - это ответственность родителя. 

* Даем право на ошибку, долгий период "лягушатника" - когда безопасно и без последствий можно отрабатывать необходимые действия и запрашивать помощь. Рассматриваем ошибки как прекрасную возможность продвинуться в обучении. 

* Не питаем иллюзий, что единожды научившись, ребенок впредь всегда будет это делать сам. 

* Координируем действия ребенка. Участки головного мозга, ответственные за самоконтроль, развиваются очень медленно. По последним данным до 20-30 лет. Поэтому ребенку потребуется помощь родителя в планировании действий. 

Все люди вырастают, и все, так или иначе, справляются со своей жизнью и стоящими перед ними задачами. Наш ребенок не исключение. Нам остается верить в мудрость природы и быть рядом со своим ребенком. 

Елена Доценко

Комментариев нет:

Отправить комментарий