четверг, 22 декабря 2016 г.

ИСКУССТВО ИГРАТЬ

Каждый родитель, наверное, хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет играть с ними.

Мой сын Дима (скоро 2 года) играет практически во все игры, которые есть у нас в доме. Быть может, любовь именно к игрушкам, играм, зависит от индивидуальности и темперамента ребенка, но... Кое-что зависит и от родителей. Быть может, родители найдут что-то полезное в моем рассказе...

Играйте с ребенком! Благодаря Вам он научится играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры. Многие скажут, что после работы смертельно не хочется играть с ребенком в конструкторы или до одури катать машинки. И у меня такое иногда бывает. Но почему работе мы посвящаем 9-10 часов времени, а ребенку совсем мало. Это нечестно, детям нужны мы, родители. И не просто так, мы должны с ними любить и уметь играть. Если вы с ребенком играете, он получает сообщение, что "играть интересно", что "маме (папе) со мной интересно", и соответственно повышается его самооценка и развивается любовь к игре. Потом, я не знаю другого способа хорошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы, кроме как через игру.

Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Для меня всегда удовольствие, и чем старше ребенок, тем интереснее становится. Когда я возвращаюсь с работы, мой радостный призыв "Пойдем играть" у ребенка вызывает радостный ответ "Пойдем!". Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает, что "игра это не так интересно, раз мама (папа) так это не любит", или еще хуже "наверно, со мной играть неинтересно". Это совсем не то, что нам хотелось бы.

Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это кран, и этот кран не очень похож на кран, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь и это будет кран. Постройте тоже кран и восхищенно говорите, что теперь у вас 2 крана, и ребенок так яснее будет представлять каким должен быть кран.

Если ребенок делает крышу и делает это неправильно, никогда не говорите "не так надо, а надо так", а попробуйте направить его действия наиболее ненавязчивым способом или оставьте крышу такую, как она есть. А еще не надо спрашивать без конца у ребенка, а это какого цвета, а сколько здесь карандашей, если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете "Я катаю машинку. А какого она цвета? Ага, она желтого цвета". Только когда он захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете. Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по-своему, ну кроме как рвать и бросать (это уже не игра).

Третий принцип: фантазируйте. Я не могу сказать, что я прямо-таки выдумщица, но... если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, мой ребенок собирает никитинские квадраты. Тут он что-то стал бормотать, терять интерес и никак не закончит собирать зеленый квадрат... я говорю "идет зеленый кусочек и плачет, где же мой домик, где же мой домик", ребенок тут же живо заинтересовался, и, приговаривая "Ищу дом, где мой дом", собрал не только зеленый квадрат, но и все оставшиеся.

Я люблю поспрашивать ребенка о том, какой он. Он мне отвечать не хочет, так как понимает, что я и так обо всем знаю, а вот когда плюшевый зверюшка моим голосом расспрашивает "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "А в каком городе ты живешь?" и т.п., он с огромным удовольствием отвечает на все мои вопросы.

Четвертый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме или папе. Когда мой ребенок правильно выбрал букву "Т" для карточки с телефоном при папе, а папа не заметил этого, ребенок несколько приуныл и почти потерял интерес к игре, несмотря на мой восторг. У нас интерес к развивающим играм, конструкторам сначала проходит этап "Ах, какой я молодец, я сделал это. Попробую еще сделать это. И маме нравится, она даже хлопает мне", пока не становятся нормальной составной частью детской игры вообще. Ребенок сам просит "Достань квадратики (кубики, кирпичики)", и, не ожидая особых похвал, сам с удовольствием с ними что-то проделывает. Он знает, что с ними делать.

Пятый принцип: учите ребенка фантазировать. Я давно где-то прочла, что ребенку нравятся простые игрушки, и самая лучшая игрушка – это кубики. Тогда я отнеслась к этому несколько скептически, но это оказалось так! Что с ними только нельзя сделать: "Дима, смотри, красные метеориты падают в гигантский кратер", и я опускаю кубики в коробку, ребенок немедленно берет тоже кубик, говорит "метеорит падает", и опускает его в коробку. "Так у нас же красные метеориты падают, а этот-то голубой как туда попал", ребенок переворачивает его и меня поправляет "красный упал". Сейчас я испытываю поистине огромное удовольствие, глядя, как мой ребенок воображает, что эти кубики - самолеты (или машинки, или кораблики...), и они летят навстречу друг другу и делают в воздухе виражи. Хотя в его комоде лежат игрушечные самолетики, но это уже другая игра.

Очень много творчества кроется и в простой лепке. Ребенок восхищен, что из какого-то куска пластилина появляется самолет, а из самолета гриб и т.п. И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать: ребенок малюет желтым по нарисованным машинам. Он сам не знает, что рисует, я же "ой, Дима, какой большой пожар. Все машины горят". В следующий раз он делает резкие мазки синим, я скажу "а это похоже на дождь". И ребенку нравится сознавать, что он не просто малюет, а действительно у него что-то реальное получается.

Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т.д. Я удивляюсь, как можно ограничивать мальчика, что у него не должно быть кукол. Ведь кукла позволяет ребенку как бы идентифицировать себя с ней. Вот кукла едет на машине, катается на горке, вот кукла хочет спать, укладываем ее, хочет купаться и т.п. У нас, например, 2 маленькие куколки (девочка и мальчик), они регулярно появляются в играх моего ребенка. Как только ему хочется посчитать ступеньки из только что сделанной из конструктора лестницы, он берет Катю (Ваню) и считает, как сам считает, когда идет по ступенькам. Кукол кормит из игрушечной посуды, лечит и т.п. Куклу он жалеет, когда она плачет "у меня отняли 2 орешка и больше не осталось", и дает ей 2 новых орешка. Воистину, с куклами надо просто уметь играть. А девочки многие вообще обожают машинки. Да и вправду, мало что ли женщин-автомобилисток? Я, например, автомобилистка и люблю свою машину. Как интересно катать машинку с горки, устраивать аварии, протолкнуться в тесный гараж, а экскаватором собирать кубики...

Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть мания. Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки. Как правило, это почему-то очень утомляет родителей, но... все в ваших руках. Машина. Как много бывает машин: и летающие, какие ты знаешь? (если не отвечает, сами приводите примеры), и плавающие, и едущие по дороге. А где у нашей легковой машины топливный бак. Без чего машина не поедет... правильно, без бензина не поедет... А давай на грузовике прокатим обезьянку из Африки прямо к нам в Европу, она привезет нам бананов. Положим в кузов 5 бананчиков (счетные палочки) и поедем. И т.п. Пусть в играх фигурирует его мания, пусть он узнает о ней как можно больше. Только не надо думать, что ему рано объяснять устройство машины, если ребенку интересно, расскажите.

Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить. Да-да! Однажды я пришла в гости и предложила 3х летней девочке "пойдем поиграем", открываю ее комод с игрушками, а там жуткий бардак. Кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки, никитинские квадраты уже точно не соберешь. Нет, я понимаю, ребенок убирает игрушки сам. Но, честно говоря, уж лучше я буду с ребенком убирать игрушки до 4-5 лет, чем если он будет в полном бардаке складывать игрушки сам, а потом ребенок заглянет в свой шкаф, и играть ему расхочется или снова вытащит весь этот хлам, снова покопается, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет в шкаф. Я стараюсь авторские игры хранить так, как просят авторы: Никитин просит, чтобы его игры лежали на видном, но не совсем доступном месте для маленьких, а для больших сознательных деток, в особом ящичке, особом шкафу. А простые игры и игрушки должны просто аккуратно лежать на своих местах. Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам.

Девятый принцип: почаще проводите ревизию. Что я имею ввиду? Надо критичным взором оглядывать игрушки ребенка не только перед Новым годом или днем рождения, а намного чаще. Вы замечаете, что такая-то игра ребенку дается совсем легко и он ею совсем не интересуется (пирамидка или коробка с дырками для годовалых малышей). Значит, он вырос из нее, и ее надо изъять (я просто кладу на балкон в специальную коробку для второго возможного ребенка, а мои знакомые сразу отдают друзьям). Или вы купили игру, а она у вас не идет, слишком сложная для ребенка. Уберите ее в такое место, куда ребенок заглядывает, но довольно редко. В какой-то момент она окажется ему по силам для освоения. Или 2 машинки безнадежно сломались, не купить ли вам новую взамен. Или вы, анализируя увлечение ребенка книгами про музыкальные инструменты и его любовь к музыкальным передачам, решаете купить ему синтезатор...

Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и география..., освещайте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Но надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не надо вешать географический атлас, если вашему ребенку страшно интересно отлепить его от стены. И не надо навязывать то, что ему не нравится. Вот у нас совершенно не пошли кубики Зайцева, хотя я приложила немало фантазии, чтобы привлечь к ним его внимание... Ну что ж, или в следующий возрастной этап попробуем освоить, или научимся читать по буквам, которые малышу интересны. Разнообразие игр, умение с ними оперировать - это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка.

Важный вопрос: самостоятельная игра. Не торопитесь и не переживайте, если ваш малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами (у нас именно так, ребенок по нам, работающим родителям, скучает). Во-вторых, играть одному подчас не очень-то интересно. Честно скажу, я все свое детство играла со своим братом (мы - двойняшки), и конечно играть вдвоем намного интереснее, чем одному. Но ребенок, которого вообще научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно. В выходные дни я все чаще могу себе позволить сесть на диванчик и читать книжку, время от времени выглядывая из нее, подсказывая или подкидывая идеи, как развить ту или иную игру, или просто похвалить.

P.S. Часто спрашивают, а во что играют дети такого-то возраста. Мой сын играет со всякими машинами, строит из конструктора для них гаражи, ворота. Любит самолетики. Играет с куклами и плюшевыми зверюшками: кормит их, угощает, укладывает спать, купает, катает на машинах. Играет в развивающие игры: рамки Монтессори, собирает квадраты, круги, паззлы, играет со всякими никитинскими кубиками. Активно интересуется буквами (магнитными, резиновыми). Играет в лото. Рисует, клеит аппликации с моей помощью. Играет и в подвижные игры: футбол с легким неопасным мячиком, лазает на спорткомплексе, висит на кольцах, танцует. Любит с кем-нибудь читать книги и рассказывать стихи (игра у нас есть такая: читаем стихи вместе, я начинаю, он заканчивает, но многие рассказывает сам с удовольствием). Решает всякие забавные задачки: кто спрятался под простынкой (на ощупь определяет); найти, где тут спрятался медведь на сложной картинке; дать определение предмету, какой он (желтый, большой, длинный) и т.п.

Успехов вам!

Ольга Сиваш, мама Димы

Комментариев нет:

Отправить комментарий