среда, 1 февраля 2017 г.

ЦЕННОСТЬ ИГРЫ… ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ


Ни у кого не вызывает сомнения нужность и полезность игры для детей. Доказательство этому – богатый ассортимент обучающих игрушек и обилие информации о развивающих занятиях с малышом в игровой форме. Родители же часто говорят, словно жалуясь, ”приходится играть с ребенком, чтобы развлечь”. 

Когда моя дочь доросла до более осознанных игр, чем облизывание игрушек, меня поразило, насколько я, в свои 30 лет, уже забыла это чувство легкой вдохновенной игры, которой не мешает отсутствие необходимых атрибутов, которая творится из любых подручных материалов. “Хотим покормить кукол, но у нас нет кукольной посудки. Надо купить”. А мысль, что тарелками могут стать колечки от пирамидки или крышки от баночек, приходит в результате умственных усилий. В детстве все придумывалось гораздо легче, само собой. 

Очень вовремя мне попались статьи из серии “Ценность игры”, которые помогли понять важность ”игривого” состояния. Особенно мое внимание привлекло утверждение, что игра помогает развивать умственные способности и решать сложные задачи. Поэтому я стала отслеживать моменты, когда мне удается войти в это детское непосредственное состояние игры – когда я играю с дочерью не потому, что надо ее занимать, а по-настоящему увлеченно играю. 

Прежде всего, конечно, это помогает не “отбывать повинность” на прогулках и дома, а заниматься чем-то интересным. Естественно, мне, как и многим родителям, скучно сотни раз играть в один и тот же “магазин”, “дом”, “парикмахерскую”. На это способны только сами дети. Но часто, творя для дочери песчаные домики для человечка-щепочки или огород из веточек и травинок, или рисуя и занимаясь другим творчеством, я сама увлекаюсь и теряю чувство времени. Я уж не говорю об успокоительном эффекте этих занятий; о креативных идеях для моих хобби, которые приходят в их результате; о чувстве отдыха, вместо напряженности от непрерывной родительской работы. 

На своем опыте я убедилась, что игра помогает решить и многие “проблемы” с ребенком. Например, когда дочь не хотела одеваться, мы придумывали, что ножки – это кротики, которые заползают в норку (колготки) и там засыпают; платье и кофта “гонятся” за ней, чтобы ее скушать (фильм ужасов, если подумать, но дочь это безумно веселило). В результате этой веселой беготни с визгами мы одевались. В разы дольше, но и в разы позитивнее. Я думаю, большую роль играло то, что я находилась в расслабленном состоянии, которое предполагает игра, а не тратила время и нервы, увещевая ребенка, что одеваться нужно и все! Такое отношение еще и помогает укреплению привязанности. 

Кроме того, я обнаружила, что игра незаменима для предотвращения и решения конфликтов, которые неизбежно возникают в детских коллективах. Вот только один пример, не единственный, но наиболее показательный. 

Мы гуляли с дочерью на детской площадке. Она хотела кататься на карусели, но на ней катались (очень быстро) мальчики приблизительно 5 лет. Я уговорила дочь подождать. Мы сделали круг по детской площадке, дочь все облазила, везде покачалась и снова увидела карусель, которая до сих пор была занята теми же мальчиками. Я снова сказала, что нужно подождать. Дочь начала хныкать. Вмешалась мама мальчиков: “Пустите девочку, она маленькая – ей надо уступить”. “Ну спасибо, – думаю, – карусели в ближайшие полчаса нам не видать”, – у мальчишек уже включилось противление, и они смотрели на нас враждебно. 

Мы погуляли еще немного, и дочь захотела залезть в песочницу, в которой играли те самые мальчики с карусели. К нам они и так уже были настроены не лучшим образом, да и игра у них была в войнушку – они делали песочные гранаты и бросали их в нашу сторону: 

- Не подходите, у нас тут война. 

- Война?! И это бомбы?! Даша, спасаемся! – хватаю дочь и отбегаю чуть в сторону. Мальчики смотрят с недоверием, явно ожидали лекции про то, что бросаться песком нельзя. 

- Да, мы бросаем бомбы в пиратов. 

- Вот это да! А это ваш корабль? 

- Да, я капитан! 

Дочь тем временем залезла в песочницу. 

- А это будет ваш юнга. Будет мыть палубу, у нее и ведро есть. 

- А кто такой юнга? 

Рассказываю мальчикам, что юнга – это младший матрос, они с интересом слушают. Враждебность и настороженность ушли. Потом мальчиков заинтересовали игрушки, которые принесла дочь, они переключились на совместное рытье туннелей. 

Прокручивая потом эту ситуацию в голове, я удивлялась, откуда у меня взялось вдохновение вот так взять и разрешить назревающий конфликт, в буквальном смысле – играючи. Да, я в полной мере осознаю, что я помешала игре мальчиков и даже несколько “навязала” им в игру своего ребенка. С другой стороны, начни я читать нотации про то, что песочница общая и они должны пустить мою дочь, потому что она маленькая и она девочка, настроение было бы испорчено у всех, и у меня в том числе. 

В нашей взрослой жизни много сложностей и обязанностей, так что, кажется – совсем не до игр. Но мне думается, что, включив в свой день хотя бы немного игры, можно сделать жизнь чуточку проще. 

Ирина Гифт

Комментариев нет:

Отправить комментарий