суббота, 4 февраля 2017 г.

«ТЫ СДЕЛАЛ ЭТО НЕ ПРАВИЛЬНО!» КАК ИЗБЕЖАТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НИЗКОЙ САМООЦЕНКИ У РЕБЁНКА


Как у ребенка формируется самооценка 

У маленьких детей самооценка напрямую связана с развитием, поэтому в дошкольном возрасте у детей самооценка обычно очень высокая. Первые три года жизни — самый важный период развития человека, и именно вера в свои силы стимулирует ребенка не бояться нового. С низкой самооценкой ребенок бы думал: «Зачем мне начинать ходить? Это ведь опасно». 

В формировании самооценки принимает участие весь социум, который окружает ребенка: родители, сверстники, педагоги. Нужно правильно вести себя с ребенком, показывать ему, что вы во всем готовы его поддержать и верите в его силы, но в то же время учить его самоанализу и объяснять, если он что-то сделал неправильно.

Три вида самооценки 

Самооценка бывает трех видов: завышенная, заниженная и адекватная. В идеале к школе у ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка или немного завышенная. Низкая самооценка гораздо хуже высокой, потому что она не стимулирует человека к развитию и познанию мира. Золотая середина — адекватная самооценка, к которой все стремятся, — это когда ты адекватно оцениваешь свои силы и возможности, анализируешь ситуацию и действуешь соразмерно своим способностям.

Как избежать формирования низкой самооценки 

Когда родители не поддерживают своего ребенка или постоянно его в чем-то упрекают, он вырастает с заниженной самооценкой. При этом родители и педагоги могут искренне считать, что они все делают правильно, потому что они учат ребенка жизни. Но бесконечным потоком возгласов вроде: «Ты сделал это неправильно!», «Я взрослый и знаю, как это делать!», «Я бы сделал по-другому!» — они никак не помогают ребенку, а только ухудшают его самооценку. 

Родители не должны обвинять ребенка и вешать ярлыки: вместо «Ты плохой» нужно говорить «Ты поступил неправильно». Часто дети делают вещи на автомате. Если они видят, что обидели кого-то, то быстро говорят: «Прости меня, пожалуйста» — и убегают. В такой ситуации не нужно ругать ребенка, надо его вернуть, объяснить, что он сделал другому больно, и спросить, что бы чувствовал он сам на месте того, кого он обидел. 

Взрослым лучше не вмешиваться с советами, когда их об этом не просят. Если ребенок просит у вас совета, то подскажите ему, но не надо комментировать каждое его действие. Только тогда ребенок последует за вами как за авторитетом.
Часто родители и педагоги не оставляют ребенку шанса на ошибку — это крайне негативно сказывается на его самооценке. Нужно объяснить ребенку, что ошибки бывают всегда и что в них нет ничего страшного. Когда у ребенка заложен всего один алгоритм: «Ты лучший и должен только побеждать», любое поражение очень сильно его расстраивает и травмирует. 

Дети хотят видеть нас настоящими. Ребенок должен понимать, что мама тоже может быть расстроена или у нее может быть плохое настроение, что папа тоже может совершить ошибку и сделать что-то неправильно. Тогда дети не будут чувствовать себя источником неприятностей и будут понимать, что у них тоже есть право расстраиваться, как и у любого взрослого. 

Школьные оценки — это один из стимулов расти и развиваться. Но 
родители должны понимать, что любая оценка субъективна и что оценка — это просто маркер, позволяющий понять, усваивает ли ребенок школьную программу или вы должны ему помочь. Не надо ждать только пятерок в дневнике. А если там появляется тройка, то это значит, что надо разобраться, понимает ребенок текущую тему или нет, а не ругать, понижая его самооценку. 

Педагоги вправе знать ваше видение воспитания ребенка — кто-то, например, считает, что ребенок должен давать сдачи, если его обидели, а кто-то считает, что ни в коем случае этого делать не надо. Для того чтобы ребенок развивался гармонично, важно, чтобы семья и учебное заведение не расходились во взглядах.

Максим Натапов

Комментариев нет:

Отправить комментарий