вторник, 7 февраля 2017 г.

РОДНЫЕ ЛЮДИ


Маме и папе постоянно приходится быть включенными в проблемы ребенка и стараться найти подходящие способы их разрешения. Если же детей в семье несколько, то воспитательная задача значительно усложняется, так как взрослым приходится не только быть опорой для каждого из них, но и помогать им найти общий язык между собой. А это бывает порой очень ­непросто. 

Четырехлетнего Петю в последнее время как подменили, то и дело родители ругают его за плохое поведение, а еще он стал чаще болеть и поэтому пропускать садик. Иногда Петя вздрагивает во сне или просыпается в слезах, хотя еще пару месяцев назад проблем со сном у мальчика не было. И всё это началось с появлением на свет сестренки Лизы. А на днях Петя расплакался и потребовал, чтобы Лизу отнесли туда, откуда принесли, а именно в ­роддом. 

Леше 7 лет, а его брату Костику 5, и отношения их далеко не самые дружелюбные. То и дело из детской доносятся крики — то игрушки не поделили, то сладости, то один у другого что‑то без спроса взял. А недавно Костик так сильно ударил Лешу хоккейной клюшкой, что рассек ему губу, и тете-доктору даже пришлось накладывать на губу швы. Если оба ребенка дома, о спокойном вечере в этой семье можно ­забыть. 

Такие ситуации не редкость и встречаются сплошь и рядом. Родителям, столкнувшимся с такой проблемой, обычно становится грустно и тревожно, ведь так хочется, чтобы дети относились друг к другу с любовью, а повзрослев, были друг для друга надежной опорой и поддержкой. Как же помочь детям подружиться и не допустить того, чтобы с годами родные люди стали ­чужими? 

Маленькие ревнивцы 

Ситуация, с которой столкнулись родители маленького Пети, не является чем‑то неординарным. Многие дети достаточно остро реагируют на появление в семье малыша, и это понятно. Ведь еще недавно он был единственным, и вся любовь родителей, бабушек и дедушек доставалась только ему. А теперь все изменилось — в семье появился еще один «центр Вселенной», который отнимает много времени и внимания столь дорогих сердцу ребенка людей. При этом ребенок может не только чувствовать себя покинутым, испытывать злость и обиду на родителей и младшего конкурента, но и переживать противоречивые чувства. Например, испытывать одновременно интерес, нежность и раздражение по отношению к братику или сестренке. Иногда период принятия детьми новой ситуации проходит достаточно быстро, без каких‑либо осложнений. А иногда страдания в детской душе столь сильны, что это может носить невротический ­характер.

Признаки сильных переживаний у ребенка, связанных с появлением брата/сестры:

- ребенок стал чаще ­болеть; 
- он отказывается посещать детский сад или школу, ищет любой предлог, чтобы остаться ­дома;
- ухудшается ­аппетит; 
- ребенок плохо засыпает, жалуется на ночные ­кошмары; 
- у малыша появились страхи (темноты, быть потерянным и ­другие); 
- произошел возврат «в детство» — ребенок стал писаться, чаще капризничать, плакать, с трудом делать то, с чем до этого хорошо ­справлялся; 
- ребенок хуже ведет себя, как будто напрашиваясь на ругань или ­наказание; 
- появилось навязчивое поведение, которое ребенку трудно контролировать, — он грызет ногти, выдергивает волосы или сосет ­палец.

Для того чтобы помочь ребенку принять новую ситуацию и минимизировать его возможные негативные переживания, стоит заранее подготовить его к грядущим переменам:

1. Расскажите ребенку о том, что скоро в вашей семье появится малыш. Помните, что если объяснять двух-трехлетнему ребенку, что братик или сестренка появится через несколько месяцев, это будет для него малопонятным. Свяжите рождение малыша с каким‑то уже знакомым для него событием — Новым годом, приходом весны и т. ­п.

2. Если вы беременны, не стоит спрашивать: «А хочешь ли ты братика или сестренку?». Подобные манипуляции могут выйти вам боком. Ведь ребенок может сказать «нет» или «а давай лучше щеночка заведем». Не стоит создавать для ребенка ложную иллюзию, что он может что‑то решать в данном вопросе, также не стоит делить с ним ответственность, которая принадлежит исключительно ­вам.

3. Ребенку интересно, откуда братик или сестренка появится на белый свет. Отвечая на подобные вопросы, постарайтесь делать это на понятном для него языке. Метафорическое описание здесь может быть самым адекватным. Например, развитие малыша в животике можно сравнить с ростом цветка. Не стоит вдаваться в анатомические подробности, ребенок вряд ли сможет это понять. К тому же появление новой жизни даже в наш век продвинутых научных технологий всё равно остается чудом и таинством, и этим предчувствием чего‑то волшебного и чудесного непременно стоит ­поделиться.

4. Не обещайте ребенку несбыточное, например, то, как здорово ему будет играть с братиком. Объясните, что сначала братик будет слишком мал и поэтому будет в основном спать, кушать и ­плакать.

5. Если вы планируете отдать ребенка в детский сад или выделить ему отдельную комнату, это следует сделать за несколько месяцев до появления малыша, чтобы у старшего ребенка не было ощущения ­отверженности.

6. Позвольте ребенку принять участие в хлопотах, связанных с ожиданием маленького. Вы вместе можете, например, отправиться за покупкой детских вещей. Понятно, что в конечном итоге вещи будете выбирать вы, но при этом можно позволить ребенку самому выбрать какие‑то приятные мелочи, например, погремушку. Ему это будет очень приятно, так как он будет ощущать свою сопричастность к происходящему, а еще ощутит себя взрослым, который может принимать самостоятельные ­решения.

7. Продумайте, с кем будет ребенок во время вашего нахождения в роддоме. Вашему сыну или дочери будет очень тревожно в эти дни без мамы, поэтому лучше, чтобы рядом с ним был человек, который сможет дать ему много любви и тепла.

8. Чем ближе момент появления младенца, тем сложнее маме уделять ребенку столько же внимания, как и раньше. Поэтому самое время в большей мере включить в процесс воспитания папу. Например, папа может гулять и играть с ребенком в подвижные ­игры.

Первое знакомство

После того как вы с маленьким вернетесь домой, стоит внимательно отнестись к следующим ­моментам:

1. Старшему ребенку наверняка захочется подержать малыша, принять участие в его купании и других процедурах. Не отталкивайте и не ругайте его за это, а помогите ему правильно проявить свою заботу о крошечном братике или ­сестренке.

2. Поощряйте ребенка за то, как он помогает вам заботиться о ­маленьком. 

3. Не спешите «передаривать» малышу те ласковые слова, которыми обычно называли старшего ребенка (солнышко, котенок и т. п.), лучше придумайте ­другие. 

4. Когда в доме появится малыш, родственники и друзья обязательно поспешат прийти в гости с поздравлениями и подарками. В этой ситуации важно, чтобы подарочек и своя доля внимания обязательно достались и старшему ­ребенку. 

5. Очень важно в этот период участие отца в жизни старшего ребенка. Внимание, которое не сможет в полном объеме дать мама, может быть компенсировано заботой ­папы. 

6. Если старший ребенок попросил вас помочь или ему важно чем‑то с вами поделиться, постарайтесь в этот момент не переключаться на малыша. При необходимости попросите супруга присмотреть за маленьким в это ­время. 

7. Если вы видите, что ребенок грустит и не очень рад плаксивому братику, с которым ни поговорить, ни поиграть нельзя, придумайте для него психотерапевтическую сказку. Смысл сказки должен быть примерно следующим: герой истории, которому было столько же лет, как и вашему ребенку, очень переживал, когда у него появилась сестренка. Но чуть позже мальчик понял, как здорово быть старшим братом! Ведь он научил сестру столь многим вещам — улыбаться, хлопать в ладошки, а когда она подросла — играть в машинки и собирать пазлы. А однажды он защитил сестру от сердитой кошки, которая могла сильно ее поцарапать, ведь он большой и сильный, да к тому же старший ­брат.

Если же вы чувствуете, что не справляетесь с возникнувшими проблемами, и поведение ребенка вызывает у вас тревогу, помните: преодолеть сложившуюся ситуацию вашей семье поможет детский ­психолог.

Анна Танакова

Комментариев нет:

Отправить комментарий