вторник, 12 июля 2016 г.

ЧТО ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЁНОК КАПРИЗНИЧАЕТ И НОЕТ?

Когда ребёнок капризничает, ноет, спорит и упрямится, я рекомендую вам эмоционально присоединяться к ребёнку с помощью такого интересного способа, как «Присоединение».

Зачем психологически присоединяться к ребёнку, когда он капризничает?

- Во-первых, когда ребёнок капризничает и ноет, у вас обоих начинает нарастать раздражение. А с помощью «присоединения» вы сразу же снижаете степень этого раздражения. 

- Во-вторых, от такого общения вы становитесь эмоционально ближе друг к другу и ваш контакт с ребёнком улучшается.

Когда ребёнок начинает спорить и капризничать – самое время вспомнить про этот забавный способ. Он моментально поможет вам разрядить обстановку, в результате чего улучшится настроение и у вас и у ребёнка.

Как же психологически присоединяться к ребёнку с помощью фантазии? Сейчас я вам расскажу.

Вспомните фразы ребенка, когда он капризничает и говорит «не хочу»:

– не хочу вставать,
– не хочу идти в детский сад,
– не хочу одеваться,
– не хочу чистить зубы,
– не хочу есть,
– не хочу убирать игрушки и т.д

А теперь вспомните, когда ребёнок капризничает и говорит «хочу»:

– хочу мороженого,
– хочу конфет,
– хочу играть,
– хочу гулять, 
– хочу телефон,
– хочу мультики и так далее.
Вспомнили?

Итак...

1) Начните со слов: «А вот было бы здорово, если бы…» или «А представляешь, как было бы здорово, если бы…»

2) И фантазируйте дальше, что было бы, если всё было так, как хочет ребёнок, но доводите вашу историю до веселого абсурда, приувеличивайте, развивайте фантазию.

Обратите внимание: это не значит, что вы должны выполнять все требования ребёнка, совсем нет. Но вы смещаете фокус его внимания на что-то забавное, весёлое и необычное.

Когда мы начинаем присоединяться к мыслям, чувствам, идеям другого человека, начинаем их как-то дальше развивать, то его напряжение уходит, у него уходит желание дальше бороться и отстаивать свою точку зрения. С детками происходит точно так же.

Давайте рассмотрим конкретный пример, в котором ребёнок капризничает и что нужно делать, чтобы эмоционально присоединяться.

Предположим, ребенок НЕ ХОЧЕТ СПАТЬ. Вы говорите ему:

«Вот было бы здорово, если можно было никогда не спать, никогда-никогда! Представляешь? Вообще, никогда! И не нужны были бы кровати, подушки, одеяла… Мы бы разобрали кроватку и сделали из неё конструктор! А из одеяла нашили бы платьев! А ночью можно было бы гулять, всю ночь. Играть, делать что хочешь… А если бы кто-то начинал засыпать, мы бы его сразу будили, говорили «не спать!»
Ребенок в этот момент очень внимательно будет смотреть на вас, какое-то время пытаясь понять, о чём это вы говорите. Потом, скорее всего, он улыбнётся или засмеётся. Возможно, подхватит вашу весёлую фантазию.

И вы продолжаете: «Вот представляешь, какой длины был бы день?! Можно было бы не спать дневным сном. И ночью можно было бы не спать… И, вообще, кровати мы бы взяли и выставили или разобрали бы на досочки! И сделали бы из них горку!»

Когда вы начинаете фантазировать вместе с ребёнком, он перестаёт воспринимать запрет, как ущемление своих желаний. Напряжённая ситуация сразу же становится игровой и весёлой. Между вами рождается эмоциональный контакт и ребёнок перестаёт капризничать.
Кроме того, довольно часто ребёнок начинает слушаться вас и делать то, о чём вы его просите.

Почему?

- Во-первых, вы его развеселили и отвлекли.

- Во-вторых, у него ушло желание с вами «бороться» и настаивать на своем. Вы как будто говорите ребёнку: «Мы с тобой вместе, а не против друг друга, я тебя понимаю! Я представляю, как сильно тебе хочется этого! Я понимаю, как здорово было бы на самом деле сделать вот так!».

Всегда начинайте со слов: «А вот было бы здорово, если бы…» и тогда вам будет легче продолжать. Самое главное – вспоминайте об этом простом способе развеселить ребёнка вовремя и когда вы почувствуете, насколько это помогает вам справляться с капризами ребёнка, вы войдёте во вкус :)

С своём следующем посте я приведу ещё несколько примеров такого вот психологичесого присоединения во время разных капризов ребёнка. 


Ребёнок не хочет чистить зубы.

– А вот было бы здорово, если бы не нужно было чистить зубы никогда, все зубные щетки можно было выкинуть, а зубки с каждым днём становились бы все белее и белее! А на улице можно было бы играть зубной щёткой как лопаточкой в песочнице)))

Ребёнок не хочет идти в детский сад.

– А представляешь, как было бы здорово, если бы все ребята приходили к нам с воспитательницей в гости по утрам, а я бы могла уйти на работу, а ты тут бы играл вместе со всеми до самого вечера!

– Представляешь, как было бы здорово, если бы в садике вместо детей были твои лучшие друзья, с которыми ты играешь, вместо игрушек был бы звездолет, и можно было бы на нем улететь в небо, а посредине группы было большое озеро, и в озере можно было бы плавать с нарукавничками, и в садике нам дарили бы целую охапку шаров по утрам, а когда ты бы уходил – целую коробку мороженого. А я бы не ходила на работу, папа бы тоже не ходил на работу, ты бы не ходил в садик, и мы все были бы дома, и было бы так здорово!

Потом у нас начали бы заканчиваться денежки, ведь никто не работает, и мы бы стали кушать сначала все запасы еды, а потом бы стали кушать посуду, а потом стали бы кушать мебель и съели бы всё, что у нас есть в квартире!…))

(Кстати, если ваш ребёнок только ещё собирается пойти в садик, обязательно закажите запись моего курса «Как помочь ребёнку быстро и легко адатироваться к детскому саду" (смотрите фотоальбом с моими курсами в этой группе, там есть все ссылки). 

Ребёнок не хочет выключать мультики

– А представляешь, если бы весь мир был одним большим мультиком! Мультики бы шли по телевизору круглые сутки и на всех стенах были мультики! И на правой стене, и на левой! И представляешь, если бы вместо зеркал, когда смотришь туда – там были бы одни только мультики! И как было бы здорово: смотришь в тарелку с едой, а там не каша, а мультик! Было бы здорово, чтобы смешарики (любимые герои ребенка) жили вместе с нами и мы могли заходить в мультики и выходить обратно из мультиков домой…))

Ребёнок хочет, чтобы его взяли на ручки.

– А представляешь, как было бы здорово, если бы мы постоянно носили бы тебя на ручках и никогда не нужно было бы вставать на ножки. А меня бы на ручках всё время носил папа! А дедушка на ручках носил бы всё время я папу! Я была бы такая большущая пирамида до неба! И спать можно было бы тоже на ручках у мамы)))
Начинайте свою фантазию со слов «А представляешь, как было бы здорово, если бы….» и придумайте что-то нелепое, весёлое и неожиданное! Только не путайте этот забавный способ с созданием «страшилок». Варианты «а представляешь, если не чистить зубы, в них заведутся микробы и скушают все твои зубки» здесь будут неуместны. Это должно быть что-то весёлое и забавное.

Теперь вам остаётся только попробовать психологически присоединиться к ребёнку во время его капризов и посмотреть, что будет. Поделитесь в комментариях своими успехами :)

Екатерина Кес

Комментариев нет:

Отправить комментарий