воскресенье, 21 августа 2016 г.

Почему ребенок плохо ест



Плохой аппетит или его внезапное ухудшение – очень часто встречающаяся ситуация, которая не может не волновать родителей. 
Практика показывает, что чем больше родители пытаются применить различные уловки и ухищрения, тем реже и реже они срабатывают.

Что же делать?

В некоторых случаях могут быть совершенно объективные и достаточно серьезные причины для снижения аппетита.

Аппетит – это всегда состояние со знаком «плюс». В стародавние времена работника перед тем, как принять на работу, обязательно кормили. И брали только в том случае, если он ел с хорошим аппетитом – это считалось признаком здоровья.

В современном мире, при избытке и разнообразии еды, а так же, при наличии различных стрессов, ситуация уже не такая однозначная. А оценка состояния взрослого человека по его аппетиту осталась.

Но взрослые вырастают из детей. И именно из детства к нам приходят наши многочисленные пищевые привычки и пристрастия.

Очень важно уметь отличать истинное снижение аппетита от ложного. При ложном снижении аппетита у ребенка нет никаких проблем ни с едой ни со здоровьем, но при этом родители недовольны количеством съеденного.

Гипотрофия (хроническое расстройство питания, при котором в организм попадает недостаточное количество питательных веществ или нарушено их усвоение, что приводит к снижению массы тела. Такие дети выглядят худощавыми, бледными, их подкожно-жировой слой сильно истончен.

Признаки гиповитаминоза (дефицита витаминов) и микроэлементов. К общим признакам гиповитаминозов относят: снижение иммунитета, склонность к частым инфекциям и затяжное их течение; быструю утомляемость и общую слабость; сниженную эмоциональная активность (у ребенка снижается интерес к происходящему вокруг). Внешними проявлениями гиповитаминоза могут быть: сухая/бледная/шелушащаяся кожа, в уголках рта можно наблюдать не проходящие «заеды», увеличивается ломкость волос и ногтей, они становятся тусклыми.

И первое и второе часто может возникать при избирательном снижении аппетита (ребенок предпочитает только несколько определенных продуктов, а остальные игнорирует/избегает). Это вызывает уменьшение поступления в организм микроэлементов и витаминов. Недостаток можно определить, например, анализом крови на витаминный и минеральный состав.


Ребенок может плохо есть, когда плохо себя чувствует. Это нормальная реакция человека на заболевание, т.к. все силы организма в этот период идут на то, чтобы победить болезнь и выздороветь. Организм экономит ресурсы и не тратит энергию «на питание и переваривание пищи». Аппетит приходит в норму после выздоровления. (Обратите внимание: больные животные никогда не едят, они отлёживаются и отсыпаются).


Поражение ротовой полости (стоматит, молочница, режущиеся или больные зубы). Чтобы было НЕ больно, дети начинают отказываться от еды.


Нарушения работы различных органов пищеварительной системы ( желудка, кишечника, двенадцатиперстной кишки). Эти нарушения диагностируются с помощью УЗИ-исследовании. У таких деток также можно наблюдать отказ от приема пищи, доходящий до боязни. Обычно, такие дети сами стараются избегать соленую, острую или копченую еду, не любят ее. А если любят, то как только съедят, начинают испытывать боль/неприятные ощущения в области живота.


Паразиты (например, лямблии, аскариды и прочие). Насторожить Вас должны жалобы на периодические боли в животе, нарушение сна, жалобы на зуд в заднем проходе. Выявить «злодея» помогают соответствующие анализы.


Избирательное снижение аппетита по отношению к определенным группам продуктов. Например, дети с заболеваниями желчевыводящей системы обычно интуитивно избегают пищи, стимулирующей секрецию желчи и усиливающую боль – жирную, тушеную и жареную пищу. При непереносимости белков коровьего молока ребенок отказывается от молока и продуктов на его основе. И так далее. Скорректировать ситуацию можно правильно подобранной диетой и лечением. Диагностика и лечение происходит под наблюдением врача.


Повышенная нервная возбудимость. Возбужденный ребенок с трудом может выделять необходимое количество слюны, поэтому ему сложно приходится с суховатой пищей. При сильном стрессе могут возникать проблемы с глотанием из-за спазмов горла.

Для диагностики пищевого поведения ребенка необходимо, в первую очередь, прояснить общее состояние здоровья ребенка, его активность, показатели роста и веса и их динамику, особенности ритма питания.

Первичную диагностику состояния аппетита своего ребенка и его базовую коррекцию может провести каждый родитель, обладающий определенным набором знаний и навыков по вопросу питания и прикорма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий