воскресенье, 28 августа 2016 г.

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О ДЕТСКИХ СТРАХАХ?


Страх – социально неодобряемая эмоция, многие стараются скрыть ее. Запрет на проявление страха может привести и к проблемам со здоровьем, и к личностным проблемам. Когда речь идет о детях, чаще всего говорят о возрастных страхах. По мнению специалистов, они, как правило, исчезают со временем бесследно. Однако стоит разобраться, что вызывает детские страхи и как можно с ними справляться. 

На первом году жизни беспокойство ребенка появляется при подавлении его главных потребностей – в пище, сне, активности, тепле, эмоциональном комфорте. Собственно страх, а не беспокойство, появляется около 6 месяцев. 

На втором году жизни чаще всего проявляется страх неожиданных звуков, одиночества, боли (уколов, врачей). Период от 1 года до 3 лет дети проживают с наименьшим количеством страхов и слабым их проявлением в том случае, если в семье преобладают положительный эмоциональный фон, отношения доверия. 

От 3 до 5 лет развитие детей сопровождает триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. А нереализованная потребность в любви, ласке, нежности и защищенности приводит к появлению страхов сказочных героев: Волка, Бабы-яги, Бармалея… 

Доминирующим страхом детей в возрасте 5–7 лет является страх смерти, который связан со страхом нападения, темноты, сказочных персонажей, кошмарных снов, животных и др. Причем дети в этом возрасте часто отрицают наличие каких бы то ни было страхов. Зачастую даже любящие взрослые провоцируют возникновение у ребенка так называемых «внушенных» страхов. Очень беспокойные родители, стараясь оградить ребенка от нежелаемых последствий каких-либо событий, на каждом шагу предупреждают его об опасности (упадешь, уронишь, разобьешь и т. д.). Или родители, которые сами боятся чего- или кого-либо (собак, пауков), «заражают» и ребенка (выражая беспокойство при виде стрессора, избегая ситуаций, в которых он может появиться и др.). Кроме того, в семье зачастую при детях обсуждаются «кровавые» новости из СМИ (убийства, ограбления, наводнения, крушения и др.). 

А теперь узнаем 3 основных правила обращения со страхами: 

Советует кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии семьи Института детства РГПУ им. А. И. Герцена Елена Евгеньевна Алексеева. 

1. Страхи больше всего боятся смеха. Необходимо увидеть в страшном смешное. К примеру, бандит, которому, как считает Ира 6 лет, приказали поймать всех хороших девочек в Санкт-Петербурге, оказался таким толстым, что мог только лежать на диване. 

2. Страхи не любят, когда о них рассказывают, пытаются их детализировать и анализировать. Страхи в этот момент чувствуют себя бабочкой, пойманной в сачок. Чем больше говоришь о страхе – тем он становится меньше. Придумайте вместе с ребенком историю, в которой главный герой (для мальчика – это мальчик, для девочки – девочка) чего-то боится, но потом преодолевает свой страх. Герою придумайте имя, начинающееся с той же буквы, что имя малыша, например, для девочки Иры – Инга. Начните сочинять со слов «Жили-были» и попросите ребенка продолжить. Затем ваш черед. В конце сказки предложите ребенку сочинить историю про победу над своим страхом. 

3. Страхи терпеть не могут, когда в них начинают играть. Когда их пытаются нарисовать, вылепить из пластилина, склеить из бумаги. Страхи этого просто не переносят. От таких действий (психологического манипулирования страхами) страхи начинают таять, как снег в погожий весенний день. 

Автор текста Галина Монина.

Комментариев нет:

Отправить комментарий