воскресенье, 11 сентября 2016 г.

Один на улице: правила самостоятельности

Когда ребёнок ещё совсем мал, мы то и дело говорим ему: «Вот подрастёшь, будешь один в школу ходить, гулять без меня…» Но приходит время, и отпускать страшно. А вдруг потеряется? А вдруг обидят? Как же быть?

Больше всего на свете нам хочется водить чадо в школу и домой до самого выпускного. На всякий случай! Но голос разума подсказывает: это плохой вариант. А какой тогда хороший?
Дорос или нет?

Многие родители начинают шерстить Интернет в поисках ответа на вопрос: «Дорос ли ребёнок до того, чтобы гулять один?» Но чёткого ответа нигде нет. Возрастной ценз расплывчатый: психологи советуют не отпускать одних детей младше 6 лет. Остальное уже – дело индивидуальное. У кого-то до 11 лет ребёнок ходит за ручку с мамой, а у кого-то уже в семь добирается самостоятельно общественным транспортом. Потому что это зависит не от возраста, а от:
характера ребенка;
умения придерживаться правил и родительских наставлений;
способности не растеряться в трудный момент;
условий улицы (дорог, близости гаражей и сомнительных людей рядом и т.д.);
готовности самих родителей;
ряда дополнительных факторов (к примеру, рождение в доме ещё одного малыша ускоряет процесс «взросления» старших детей).

Поэтому сомневающимся мамам и папам стоит, прежде всего, проанализировать, готов ли ребенок к самостоятельности и готовы ли к этому они. 


Без подготовки – никак

Но перебарщивать тоже не стоит. Если до 18 лет ребёнка водить за ручку, это станет предметом для насмешек сверстников. Всё, конечно, индивидуально, но большинство детей в 9-10 лет уже самостоятельно гуляют и добираются до школы без родителей. Поэтому отпускайте свои страхи и начинайте потихоньку готовить сына или дочь.

Сначала – прогулка вместе с проговариванием всех опасных мест. Начинайте с лифта. Если он часто барахлит, то лучше приучать ходить пешком (так вы не будете бояться, что чадо застрянет в лифте и растеряется). Выберите небольшой отрезок улицы, например, от квартиры до детской площадки. Учите смотреть под ноги, видеть открытые люки, проезжающие машины. Оговорите, чего нельзя делать на детской площадке ( к примеру, на ходу прыгать с качелей или висеть на высоком турнике вниз головой, не держась руками). Не забудьте указать рамки: куда можно ходить, куда – нельзя.

Затем – постепенно увеличивайте расстояние между вами и ребёнком. То есть вы гуляете тоже, но ребёнок как будто один, хотя и в поле вашего зрения. Собираетесь вместе, но он уже одет? Пусть идёт первый, а вы чуть позже. Что-то забыли дома? Возвращайтесь, а он подождёт на площадке. Хотите домой? Дайте ему ещё десять минут на самостоятельную прогулку, пусть вернётся домой сам. Такие тренировки очень важны!

И, наконец, отпускайте, а сами поглядывайте в окошко. Пройдёт время, и вы будете наблюдать за прогулкой все реже – когда успокоитесь и поймёте, что ребёнок стал самостоятельней.
Дорога в школу и на секции

Чаще всего в школу дети начинают ходить после того, как освоили самостоятельную прогулку. И, в большинстве случаев, отпускают школьников одних родители после того, как сами школьники начинают об этом просить.

Здесь действуют те же правила подготовки: сначала пройти всю дорогу с учеником, оговорить все опасные моменты. Затем – позволить ему идти одному, и шагать поодаль. Можно понемногу сокращать часть совместного пути (провожать до половины, до четверти и т.д.). И наконец, полностью самостоятельная дорога. Хорошо, если ваш ребёнок первое время будет ходить с кем-то из друзей. Кстати, гораздо спокойнее, если у школьника будет с собой мобильный телефон, по которому он позвонит маме или папе после того, как доберётся до учебного заведения. Многие родители вообще поначалу устраивают буквально онлайн-конференцию, когда ребёнок идёт один и параллельно общается по телефону, рассказывая, что видит и что делает. Главное – чтобы такое общение не помешало правильно перейти ту же дорогу и быть внимательным.




Как аналог сотовому сейчас в магазинах продаются наручные часы с обратной связью. Они подают сигнал на мобильный телефон родителей, по которому те видят, на каком расстоянии от них ребёнок, с какой скоростью движется и т.д.
Важные моменты

И напоследок, важные моменты, которые помогут ребёнку передвигаться по городу самостоятельно:
Не пользоваться зонтиками, они закрывают обзор. Лучше отдать предпочтение дождевикам и непромокаемым курткам.
При переходе сложной дороги дождаться взрослых и перейти с ними.
Не разговаривать с чужими людьми. Если кто-то пристаёт, кричать: «Я вас не знаю!»
Всегда созваниваться с кем-то из родителей, чтоб не разминуться.
Домашний адрес и номера телефонов родителей должны отскакивать от зубов, иначе – никакой самостоятельности.

Ю. Евстигенеева

Комментариев нет:

Отправить комментарий