четверг, 30 июня 2016 г.

Помогаем робкому малышу

Он боится соседского йорка, не может и слова выдавить на детском празднике, а на площадке прячется за вашу спину. Как изменить ситуацию?

У детской робости и боязливости всегда две причины: врождённые особенности нервной системы и неподходящее данному ребёнку воспитание.

По статистике детских психологов примерно у половины детей подвижная чувствительная нервная система. Такие малыши плохо переносят критику, не уверены в себе, у них проблемы с самооценкой. Стрессовые ситуации, слишком строгие или слишком опекающие родители, конфликты в детском учреждении могут усугубить проблему, ребёнок станет робким и боязливым.

Поддержка и правильное воспитание не смогут изменить тип нервной системы, но научат ребёнка справляться со своей застенчивостью. Итак, перечислим принципы воспитания робкого малыша.
1. Правильно критикуем и тут же предлагаем способ устранения последствий

Очень важно ругать не ребёнка, а его поступок. Например, не «глупый мальчик, зачем ты покрасил кухонный стол?», а более спокойное «ну ты же умный, ну почему ты в этот раз не подумал? Пойдём отмывать». Поверьте, тревожный ребёнок сам себя отругает, он тяжело переживает даже незначительные промахи, долго вспоминает о них.

Часто это очень пассивные дети — они настолько боятся любой критики, что предпочитают вообще не делать ничего. Робкие дети крайне редко повторяют один и тот же проступок, они отлично помнят, за что их ругали. Участие в устранении последствий смягчает чувство вины, даёт ребёнку шаблон правильного поведения на будущее.


2. Хвалим ребёнка не только «в общем» (ты такой хороший, я так тебя люблю), но и обязательно и за что-то конкретное, понятное ему

Тревожные дети часто в ответ на похвалу задают десятки уточняющих вопросов. Например, на похвалу «ты очень умный мальчик» тревожный ребёнок сразу уточняет «почему я умный?». Старайтесь формулировать похвалу так, чтобы у крохи формировалась своя система оценки и в дальнейшем он мог самостоятельно правильно оценивать себя и окружающих. Сравнивайте ребёнка только с самим собой, подчёркивайте его достижения. Например, «раньше ты не мог прыгать на скакалке, а теперь научился. Видишь, постарался, и всё смог. Ты молодец!».

Обязательно используйте косвенную похвалу, она часто эффективнее прямой. Например, похвастайтесь успехами ребёнка в телефонном разговоре с родственниками, расскажите о его достижениях друзьям, воспитательнице или учительнице. Не бойтесь перестараться, у тревожных детей обычно очень заниженная самооценка, перехвалить их практически невозможно. Главное следить, чтобы похвала была за реальные достижения, а не за вымыслы или ещё не случившееся. Похвала «Васенька молодец, он обещал мне, что прочитает стишок на утреннике» категорически неприемлема, она только добавит к страхам ребёнка боязнь не оправдать ожидания, усилит стресс.
3. Оберегаем малыша от стресса

Забудьте про силовые шоковые методы: выталкивание ребёнка на сцену, стишки с табуретки и прочие экстремальные способы воспитания характера. Для данной нервной системы они вредны, как вредна штанга для ребёнка со сколиозом. Если кроха сам, по своей инициативе, захотел что-то сделать, поддержите и похвалите его. Для такого малыша даже «самостоятельная» покупка мороженого (с мамой за спиной) уже великая победа, ведь первому обратиться к продавщице страшно. Старайтесь создавать много возможностей для таких мелких побед над собой, хвалите ребёнка, и в следующий раз он будет более уверен в себе.


4. Учим общаться с помощью игрушек, разыгрываем сценки

Коммуникативные навыки тренируются. Играйте в «собачка знакомится с динозаврами» или «кот зовёт лягушек в гости». Пусть ребёнок за игрушку проговаривает обычные фразы «давай дружить», «давай поиграем вместе» и т.д. Если какие-то ситуации в жизни тревожат родителей (например, ребёнок отказывается идти в соседний двор, или не любит одну из двух воспитательниц в детсаду), разыгрывание сценок поможет определить причину такого поведения.
5. Защищаем от детской травли

К сожалению, застенчивые дети нередко становятся жертвами более энергичных сверстников. Поэтому постарайтесь найти для малыша такие детские коллективы, в которых всегда 100% времени присутствуют адекватные взрослые, готовые тут же пресечь первые попытки травли. Во многих детских психологических центрах проходят игры-тренинги по формированию навыков общения. С помощью психолога дети учатся реагировать на обычные детские «обзывалки», мелкие конфликты и стычки. При необходимости, родителям могут рекомендовать дополнительные индивидуальные занятия по преодолению застенчивости.

Терпеливые и последовательные действия родителей помогут робкому малышу справиться с застенчивостью и влиться в детский коллектив. Главное – любите и поддерживайте своего ребёнка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий